На территории одного из флагманов отечественного машиностроения – холдинга Railways Systems KZ – состоялось знаковое событие для промышленного сектора страны. Запущено производство и дан старт строительству двух новых заводов, направленных на развитие промышленного потенциала региона и страны в целом. Запуск состоялся при участии акима Павлодарской области Асаина Куандыковича Байханова, министра промышленности и строительства Ерсайына Каиргазиевича Нагаспаева и председателя правления RWS KZ Сергея Владимировича Павлингера.
Первое в Казахстане кузнечно-бандажное производство
Кузнечно-бандажный комплекс – уникальное для Казахстана производство, которое полностью обеспечит железнодорожную отрасль страны собственными черновыми бандажами для локомотивов, заготовками зубчатого колеса, черновыми локомотивными и вагонными осями, центрами колесных катаных. Совокупная мощность – 160 900 единиц продукции в год. Продукция будет соответствовать международным стандартам и позволит снизить импортозависимость страны. Кроме того, более 70% продукции будет ориентировано на зарубежных заказчиков, что позволит Казахстану укрепить позиции экспортера на международной арене.
“В нынешнее время, ознаменованное политической и экономической турбулентностью во всем мире, Казахстан продолжает реализовывать свой потенциал. В сентябре 2024 года президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев дал поручение о создании предприятий вертикальной интеграции, которые будут производить полностью суверенную продукцию.
Запуск нового предприятия стал олицетворением исполнения поручения президента. Этот шаг поспособствует обеспечению промышленной, экономической и железнодорожной безопасности. Мы обеспечим холдинг и железнодорожную индустрию собственным сырьем, укрепим экспортные позиции Казахстана на мировой арене. Политика Казахстана и благоприятный инвестиционный климат создали условия, благодаря которым мы можем вносить вклад в развитие и индустриализацию нашего отечества”, – отметил Сергей Павлингер, председатель правления RWS KZ.
Предприятие оборудовано по стандартам индустрии 4:0. В производственном процессе задействована роботизированная автоматическая линия, современные модели оборудования оснащены системами ЧПУ, что исключает ручную настройку и повышает производительность. Оборудование из Австрии, Германии, Чехии обеспечивает высокую точность и минимизирует количество отходов. Все это позволяет сократить затраты на производство. Ключевую роль в автоматизации промышленных процессов играют роботы – это не только улучшения качества и увеличение скорости, но и безопасность труда, которая всегда в приоритете в Railways Systems KZ.
Общая стоимость проекта – 125 млрд тенге. Собственное участие акционеров составило более 60%. В рамках реализации проекта заключен договор финансового лизинга с АО «Фонд развития промышленности», в рамках государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» подписан Инвестиционный приоритетный контракт с Республиканским государственным учреждением «Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан». Проект включен в Единую карту индустриализации РК.
Полный цикл железнодорожного производства
В этот же день состоялась торжественная закладка капсулы времени на месте будущего электрометаллургического завода, запуск которого намечен на 2028 год. Предприятие станет опорной базой для развития как холдинга RWS KZ, так и экономики города и страны. Планируется выпускать 1 миллион тонн стали в год и создать более 1000 рабочих мест. Фактически RWS KZ становится единственным в стране машиностроительным холдингом полного цикла, который специализируется на производстве и ремонте железнодорожного подвижного состава, колесных пар и различных металлоконструкций: от резки деталей и заготовок на плазменной установке до производства собственных вагонов.
Электрометаллургический завод сможет обеспечить продукцией все предприятия холдинга RWS KZ и закрыть потребности казахстанских производителей цельнокатаных колес и железнодорожных рельсов. Кроме того, до 40% высокотехнологичной металлургической продукции планируется ориентировать на экспорт в страны СНГ и ЕС.
На предприятии будут использоваться современные технологии, благодаря которым холдинг планирует ускорить процесс плавки, рафинирования и легирования до 20% в сравнении с мировыми показателями и до 50% по сравнению с существующими в Казахстане. В результате RWS KZ сможет снизить потребление энергоресурсов, как минимум, на 50%. Кроме того, планируется внедрять инновации в прокатном производстве, чтобы повысить скорость прокатки до 30%, а также комбинированное производство.
Общая сумма инвестиций в строительство электрометаллургического завода составляет 495 млрд тенге. Финансирование формируется за счет собственных средств (20%) и заемных средств (80%), привлекаемых через Банк Развития Казахстана и Фонд развития промышленности.
Литейное производство как новое звено в обеспечении технологической независимости
Ещё одним важным шагом стало начало строительства современного литейного производства, где будет выпускаться до 20 тысяч тонн литейных изделий в год – отливки из углеродистой и высокомарганцовистой сталей. Они обеспечат собственные производства компонентов внутри холдинга: стрелочных переводов, ремкомплектов, крестовин, а также 80-футовых платформ и полувагонов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 год.
Проект поспособствует повышению уровня локализации как по стрелочным переводам, так и по вагонному литью. Создание и развитие собственного литейного цеха – яркий пример практической реализации поручений президента страны о достижении технологической независимости. Он, позволит снизить зависимость от импортных поставок, а также обеспечит внутренние потребности компании в отливках для машиностроения.
“Мы уже начали работы, и к концу первого квартала 2026 года планируем запустить литейный цех. Продукция будет использоваться другими производствами внутри нашего холдинга, повысит уровень локализации, что крайне важно и для нас, и для государства, а также закроет потребности других игроков рынка в литейных изделиях отечественного производства. Кроме того, на предприятии откроется 400 новых рабочих мест”, – отметил Роман Павлингер, генеральный директор RWS KZ
Проекты холдинга реализуются с применением передовых технологий и при поддержке государства. Инвестором данного масштабного проекта выступило АО «Фонд развития промышленности», являющееся государственным финансовым институтом, деятельность которого направлена на комплексное развитие индустриального и инфраструктурного отраслей страны.
Необходимо отметить, что Фондом развития промышленности поддержан ряд проектов железнодорожного холдинга в городе Экибастузе, в том числе завод по производству ж/д колес, железнодорожных клемм и др. Также меры поддержки ФРП нацелены на увеличение локализации. В железнодорожной отрасли были поддержаны проекты по производству мелкого и крупного литья для вагонов.
Только в 2024 году в реальную экономику республики Фондом было направлено свыше 778 млрд тенге прямых инвестиций, поддержано 314 индустриальных и инфраструктурных проектов. За 1,5 года АО «Фонд развития промышленности» удвоило объем своего портфеля – с 1 триллиона тенге в 2023 году до 2 триллионов в начале 2025.
Развитие производственной базы в Экибастузе – это более 2000 новых рабочих мест, инвестиции в промышленный потенциал страны и практическая реализация задач, поставленных Президентом Касым-Жомартом Токаевым по индустриализации и укреплению технологического суверенитета.